LEVIN'S HOUSE. АТЕЛЬЕ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИХ ОТКРОВЕНИЙ
Психоаналитик
Он укладывает тебя на кушетку, чтобы ты научился твердо стоять на ногах
Психоаналитик это практический специалист, который лечит людей. Психоаналитиков — теоретиков не бывает. Психоаналитик — теоретик это такой же абсурд, как сантехник — теоретик, повар — теоретик или художник — теоретик.

Психоаналитик – это специалист по психоанализу. Но что такое психоанализ?

Прежде всего, психоанализ – это метод лечения психических расстройств. Словосочетание «психическое расстройство» звучит пугающе и вызывает ассоциации со всякими зловещими словами: «шизофрения», «психоз», «неизлечимое заболевание» и прочими. Но бояться этого термина не надо.

Оно просто означает расстройство качественной работы психики, заранее неизвестно какое.

Никого же особенно не пугает слово «болезнь». А ведь за этим словом скрываются и такие страшные заболевания как рак и такие банальные как простуда. Аналогично обстоят дела и с психическими расстройствами. Можно сравнить с расстроенным музыкальным инструментом.

Например, для многих легкие депрессивные состояния, протекающие с некоторой подавленностью, апатией и безрадостностью настолько привычное дело, что они спокойно так и называют их «депрессиями». А у них, на самом деле, психическое расстройство, хотя страдания этих людей не велики и преходящи. Как от слабого гриппа.

Стоит упомянуть навязчивости. Это также частый и знакомый многим, особенно мужчинам, симптом. Навязчивые мысли, куплеты из песен или мелодии, которые приходят в голову в одном и том же виде и которые трудно отогнать. Или навязчивые действия: по нескольку раз проверить, закрыт ли газ, заперта ли дверь, не забыты ли билеты на поезд или на самолет. Навязчивая мастурбация.

Постоянные для других, в основном для женщин, страхи, которые трудно логически обосновать. Страхи острых предметов, особенно некоторых ножей, иногда приводят к тому, что эти женщины избегают ими пользоваться и просят мужей убирать их со стола. Часты боязнь высоты и страх летать самолетом. Преследующие страхи того, что что-то случится с ребенком, причем даже сами эти женщины понимают преувеличенность и слабую обоснованность таких страхов, но ничего не могут с этими страхами поделать. Также может никак не получаться совладать и с навязчивостями и с депрессиями.

Это потому, что такие явления представляют собой лишь верхушку айсберга душевного (психического) неблагополучия — симптомы психического расстройства, более или менее выраженного.

Такие расстройства в некоторых случаях почти незаметны и не доставляют существенного дискомфорта, наподобие незначительного плоскостопия или легкой близорукости. Но они могут причинять серьезные страдания и отравлять жизнь своему хозяину, его родственникам и другим людям.

Выраженные душевные недуги или психические расстройства лучше лечить, хотя иногда они, подобно телесным заболеваниям, вроде как «обходятся сами».

С незапамятных времен их лечили: изгнанием бесов и заговариванием, снятием сглаза и снятием порчи, кровопусканием и пиявками, физическими нагрузками и самобичеванием, молитвами и покаянием, наложением епитимьи и постами, холодными и горячими ваннами, контрастными душами и массажами, гипнозом и самовнушением, ужесточением дисциплины и самодисциплины, ослаблением дисциплины и самодисциплины, алкоголем и психотропными препаратами, задушевными разговорами и беседой, проводящейся по определенным правилам, а также другими способами.

Одним из способов лечения психических расстройств беседой, которая имеет особую структуру, является психоанализ.

Этот метод в конце XIX века придумал З.Фрейд, врач из столицы Австрии — Вены. С тех пор психоаналитический метод развился в проработанную и разветвленную дисциплину, которая имеет фундаментальное и сложное теоретическое обоснование. Это теоретическое обоснование образуется из знания об устройстве, функционировании и развитии человеческой психики. Исходные данные для этого знания берутся из практического психоанализа, то есть из лечения психоаналитиками пациентов от психических расстройств. Психоаналитики обобщают данные лечения пациентов, а затем образуют на их основе психоаналитические гипотезы. Которые потом добавляются в психоаналитическую теорию, если проходят проверку жизнью, то есть, практикой лечения.

Человек, который занимается такой практикой, называется психоаналитиком.

Из написанного здесь ясно, что психоаналитик это практический специалист, который лечит людей. Психоаналитиков — теоретиков не бывает. Психоаналитик — теоретик это такой же абсурд, как сантехник — теоретик, повар — теоретик или художник — теоретик.

При этом психоаналитик должен хорошо знать теорию психоанализа. Лечение психоанализом психического расстройства конкретного человека без знания теории подобно попытке сложить паззл величиной с мегаполис, без рисунка того, что в итоге должно получиться. Теория без практики мертва, но практика без теории слепа.

Теорию психоанализа психоаналитик изучает всю свою рабочую жизнь, с того момента, когда он решил стать психоаналитиком. Она изучается по литературе, в беседах с коллегами, на учебных семинарах и коллоквиумах, на научных конференциях и симпозиумах.

Но знания лишь теории психоанализа совершенно недостаточно. Вероятно, более важная часть подготовки психоаналитика это обязательный личный психоанализ. Его должен предпринять каждый, кто собирается стать психоаналитиком и исключений здесь не бывает ни для кого.

Однако, факт предпринятого психоанализа не означает, что каждый психоаналитик это вылеченный сумасшедший. Это, в первую очередь, означает признание психоаналитиками того факта, что у каждого человека есть патологические способы психического функционирования. Которые мешают жить хорошо, даже если человек от них, на первый взгляд, не страдает. И что они, психоаналитики, ни в коей мере не исключения. Психоаналитик обязан смириться с тем, что он никакой не сверхчеловек, совершенный и свободный от психических проблем, а просто человек. Который имеет возможность расстаться с этой вредной иллюзией и попытаться сделать свою личную жизнь достаточно здоровой, увлекательной и зрелой. С помощью того же самого метода, который он собирается применять при лечении других.

Во-вторых, теория психоанализа лучше всего «доходит» именно при понимании себя самого, когда те или иные теоретические положения психоаналитик получает возможность проверить на себе, на своем психическом функционировании и на его расстройствах.

Разница между пониманием теории вследствие «встречи» того или иного теоретического постулата со своими реальными душевными переживаниями и ее пониманием без такой «встречи» колоссальна. Почти без риска впасть в преувеличение: теоретические постулаты психоанализа, которые психоаналитик не проверил на себе, не могут быть поняты им как следует.

Это касается даже тех психоаналитических положений, которые описывают откровенные психотические переживания. Дело в том, что переживания, которые, как нам кажется, свойственны только сумасшедшим, на самом деле, не являются их монополией. «Психотическое ядро», которое «ответственно» за появление таких переживаний в ярком и развернутом виде у явно душевнобольных людей, есть у любого человека.

Наличие такого ядра не является итогом психического развития. Оно представляет собой некий остаток со времен самого раннего детства любого человека и дальше по времени, вглубь онтогенеза и филогенеза. Это остаток неизбежный и необходимый для достижения в ходе последующего развития психики ее нормального функционирования. То есть, ее базис.
Убедиться в существовании такого базиса может любой, кто помнит хотя бы некоторые свои сновидения. Часть из них не отличается от галлюцинаций человека, находящегося в психозе потому, что содержит в себе невозможные события или их сочетания. Просто у условно нормального человека психотическое ядро не имеет подавляющего контроля над его жизнью в целом, как это происходит у человека психически очень нарушенного.

Упомянутую выше «встречу» внутренних переживаний психоаналитика с уложениями психоаналитической теории, чтобы она была для будущего психоаналитика плодотворной, может организовать только психоаналитик. Эта встреча происходит на сеансе личного психоанализа.

Без помощи такого специалиста человек, который учится быть психоаналитиком, быстро запутается и увязнет в противоречиях и хитросплетениях своих мыслей и переживаний. Точно так же, как другие люди, не разбирающиеся в психоанализе.

Таким образом, личный психоанализ является и лечебным и учебным одновременно. Думать по-другому для психоаналитика означает находиться в плену у своих иллюзий о собственной грандиозности и о собственной исключительности.

Это лишь один пример образования у психоаналитика «слепого пятна», наличие которого приведет к тому, что он не рассмотрит как следует подобной проблематики у своих пациентов, пропустит ее, не поймет и не сможет с ней работать. Таких «слепых пятен» может быть сколько угодно, от этого будет страдать пациенты, а психоаналитик будет плохо выполнять свою работу.

Подготовленность или степень «продвинутости» психоаналитика определяет специальная комиссия. Только после положительного заключения такой комиссии психоаналитик получает право именоваться психоаналитиком в строгом смысле этого слова, получает, так сказать, титул. Не всегда эти комиссии выносят положительное заключение о подготовленности психоаналитика.

Из всего этого следует, что подготовка психоаналитика требует от него разных качеств и отнимает у него много времени, сил и средств. При этом не гарантируя общественного признания и притока пациентов, с которых можно взимать плату. Не бывает так, чтобы личный учебный психоанализ длился менее трех лет и проходил реже трех раз в неделю. Обычные сроки личного учебного психоанализа психоаналитика — 5, 7, 9 и более лет. А учебная теоретическая подготовка длится еще дольше.

Таким образом, подготовка психоаналитика — жесткая процедура, которой многие пытаются избежать.

Обычные формы такого избегания: отказ от изучения теории; отказ от прохождения личного психоанализа; прохождение личного «психоанализа» у друзей или у родственников, иначе говоря, «по блату», в расчете на послабления; прохождение личного психоанализа не у психоаналитика, уполномоченного проводить личный учебный анализ, а у кого-нибудь еще, кто произвольно наделил себя таким правом; создание особых групп, обществ и целых «институтов психоанализа», живущих по своим «правилам», не совпадающих с общепринятыми в психоаналитическом мире; государственное лоббирование своих собственных программ и получение государственных «разрешений» и иных санкций на обучение психоанализу; даже «изобретение» особых видов психоанализа, среди которых в нашей стране, естественно, наиболее популярны некий «русский» и «российский» «психоанализы».

Отмечу особо, что ссылки на любые государственные санкции на обучение психоанализу, на выдачу «дипломов психоаналитика государственного образца» и подобные им, в России бессмысленны. Потому, что термины «психоанализ» и «психоаналитик» в нашей стране не защищены законом и, следовательно, отношения, ими выражаемые, юридически не являются объектами права.

И это обычно. Стран, где упомянутые выше термины защищены государственным правом, в мире мало — это Германия, Италия и Финляндия и германоязычные кантоны Швейцарии.
Такая практика имеет глубокий смысл: дело в том, что человек, предпринявший успешный психоанализ, переживает серьезную перемену в своих взглядах и в своем отношении к жизни, он претерпевает мощный рывок в своем развитии. Качество этих перемен невозможно оценить критериями академической психологии и любой другой академической дисциплины. Дело в том что эти перемены относятся к личности, к ее жизни и ее самочувствию, а соответствующих академических стандартов не существует.

Поэтому, в подавляющем большинстве стран государство не вмешивается в такое глубоко личное дело, которым является психоанализ. Для России, где население привыкло к повседневному вмешательству государства в свою жизнь, такая ситуация нетрадиционна и вызывает тревогу.

На это и рассчитаны многочисленные программы обучения «психоанализу» и подготовки «психоаналитиков», получившие «государственные аккредитации» и осмеливающиеся выпускать «психоаналитиков» с выдачей им дипломов «государственного образца».
Прохождение личного психоанализа в достаточном объеме и у авторизованного специалиста не является обязательным в таких институтах. В результате выпускники институтов не будут признаны никем, кроме самих себя.

Но важнее то, что подобные психоаналитики, которых в психоаналитическом мире принято называть «дикими», не будут квалифицированно лечить людей. К сожалению, таких «диких» психоаналитиков, а если называть вещи своими именами, то самозванцев, в России в несколько десятков или даже сотен раз больше, чем психоаналитиков, получивших настоящее психоаналитическое образование.

Только что сказанное вовсе не означает, что психоаналитики мира работают «кто во что горазд» и не имеют единого «центра», объединяющего их и координирующего их подготовку. Такой центр есть. Это Международная Психоаналитическая Ассоциация (МПА) — Internationl Psychoanalytical Association (IPA), которая состоит из национальных психоаналитических организаций, признанных МПА.

Это похоже на Международный Олимпийский Комитет (МОК) и Национальные Олимпийские Комитеты (НОК) с той разницей, что каждую страну в МОК представляет только один НОК, а представляющих свою страну в МПА национальных психоаналитических организаций может быть много. Поэтому каждому, кто хочет стать психоаналитиком, следует первым делом зайти на сайт МПА (www.ipa.org.uk) и выяснить, признается ли та организация, в которой он намеревается получить психоаналитическое образование, уполномоченной его давать. Все такие организации в мире там перечислены без исключений. В любой уполномоченной МПА национальной психоаналитической организации желающий получить психоаналитическое образование найдет соответствующие обучающие программы и достаточно опытного психоаналитика, имеющего право проводить личный учебный анализ.

Какой же практический смысл может извлечь из этого человек, не желающий становиться психоаналитиком, а желающий просто получить квалифицированную помощь в борьбе со своим душевным неблагополучием? Человек, который хочет решить свои проблемы в психоаналитическом ключе, будь то психоанализ, психоаналитическая терапия или просто консультации у психоаналитически ориентированного специалиста?

Ему нужно поинтересоваться у человека, который вызывается ему помогать, к какому психоаналитическому обществу тот принадлежит.

Если это общество входит в список обществ, составляющих Международную Психоаналитическую Ассоциацию на правах общества, ассоциации. института, региональной либо учебной группы, то к нему можно идти на прием. Может быть, это не лучший специалист из возможных, однако его подготовка, по мнению членов квалификационной комиссии и Правления МПА, удовлетворяет принятому в МПА стандарту качества. Наивысшему из возможных.
Для того, чтобы узнать, как проводится первичная консультация и что бывает потом,
обратитесь к разделу

УСЛУГИ
Другие эссе
сходной тематики
Made on
Tilda