Психоаналитики считают, что в успешном случае психоанализа у невротического пациента остается рудиментарный невроз, который не мешает жить. То есть, невроз, находящийся в зачаточном, недоразвитом состоянии.
Психоанализ это метод лечения психических расстройств и, шире, способ психологической помощи. Психоанализ это комплекс психологических теорий о человеческой мотивации, поведении, отношениях и развитии.
«Наша новая психология», — говорил З. Фрейд, который сформулировал первые психоаналитические теории и построил на них лечебную практику.
Эти теории прикладывают к другим областям, в которых проявляет себя психика: к литературе, драматическому искусству, к педагогике, к юриспруденции, к корпоративным отношениям и так далее.
Итак, помимо практического метода, психоанализ это психологическая теория, которая используются людьми для понимания самих себя. С помощью этой теории люди понимают, почему они переживают те или иные чувства, почему у них возникают те или иные мысли, почему они ведут себя так или иначе. Других психологических теорий много, они известны: это бихевиоризм, гештальтпсихология, экзистенциальная психология и прочие. От остальных психологических теорий психоанализ отличается тремя аспектами.
Первое. Это положение о примате или о ведущей роли бессознательного. Бессознательным называется совокупность психических процессов и состояний, не представленных в сознании человека.
Второе. Это положение о детской сексуальности. Здесь имеют в виду, что ребенок наделен эротическим влечением с рождения, но это влечение не совпадает с сексуальным влечением взрослого человека. Инфантильная сексуальность это не «про секс».
Третий аспект составляет положение о бессознательном переносе пациентом на психоаналитика своих чувств и отношений, проявлявшихся ранее по отношению к другим лицам, особенно к родителям.
История и постановка вопроса. Психоанализ возник в конце XIX века благодаря З. Фрейду, венскому врачу. Новизну метода, в первую очередь, составило открытие влияния бессознательной части психики на развитие и способности, на мысли и поступки, на отношения с людьми, на телесное и психическое здоровье.
Бессознательное в психике похоже на подводную, невидимую часть айсберга. То, что мы осознаем — на видимую. Невидимая часть айсберга гораздо крупнее видимой. Именно невидимая часть айсберга определяет его путь. Сродни этому, бессознательное руководит жизнью человека.
Осознание своих бессознательных мотивов и установок позволяет решать проблемы. Это базовое обобщение психоанализа, материалом для которого впервые стали ход и результаты лечения пациентов с диагнозом истерии, а затем и с другими диагнозами. Как раз тогда психоанализ был представлен как психология бессознательного, а сам З.Фрейд стал первым психоаналитиком.
Но почему это так? И что же там, в бессознательном? И что происходит на практике?
В психоанализе не отрицается влияние генотипа и биохимии мозга человека на возникновение у него душевного и телесного неблагополучия. Но центр тяжести психоаналитических исследований и клинического или, говоря иначе, практического психоанализа приходится на психологические источники житейских проблем, психических расстройств и даже заболеваний тела.
Кто и как воспитывал человека в раннем детстве, как это повлияло на ход развития человека – признается психоаналитиками важным вкладом в формирование личности; вкладом, с которым они работают. Воспитание, влияние, воздействие взрослых на детей — внешние психологические факторы.
Другие факторы — внутренние. Это динамика, взаимодействие психических сил и тенденций внутри психики.
Представим себе реку. То, что происходит в реке, определяется формой русла, контуром и почвой берегов, в которых она течет. Это внешние по отношению к воде факторы. В то же время, течение речной воды определяется как бы самим собой — взаимодействием потоков и частей потоков. Они сливаются в единую струю, закручиваются в водовороты, сталкиваются. Иногда поток натыкается на камни. Камни в реке одновременно и нечто внешнее по отношению к воде потока и настолько внутреннее, что стало участником потока. Это аналогия демонстрирует работу внутренних психических факторов.
Таким образом, в психоанализе вычленяют внешние и внутренние факторы, влияющие на работу психики. Это создает возможность рассматривать с психологической стороны проблемы, для разрешения которых обращаются к психоаналитикам. Поэтому и метод лечения психологический.
Это относится к теории. Детства без проблем не бывает. Мы помним детские обиды и наказания, которым мы подвергались. Тяжелые или легкие, постоянные или эпизодические, телесные или воздействующие на психику. Мы помним нечто, что мы хотели получить, но не получали. Потому что было нельзя либо потому что это казалось невозможным. Нечто мы боялись взять сами.
Мы помним многое, но часть физических и душевных травм забыта.
Часто мы знаем, чего мы хотим, но далеко не всегда это так. Иногда то, что мы хотим, представляется нам недостижимым. Мы желаем любовных отношений, но не получаем их. Хотим денег, но денег маловато. Стремимся оградить себя от боли, страха и жгучего стыда, но эти переживания постоянно рядом. Мы чувствуем, что жизнь бесконечно далека от идеала, ее нельзя назвать даже хорошей. Мы пытаемся понять, почему это так, но эти попытки нас не удовлетворяют, равно, как и попытки действовать, принуждая себя, стараясь не обращать внимания на проблемы.
В учении о психоанализе предполагается, что мы можем понять, чего мы хотим и как нам свободно осуществлять желания. Для этого нужно соединить то, что мы знаем о себе и своих желаниях с тем, что мы о себе не знали либо забыли.
Бессознательное во многом и есть то, что мы не знали или забыли.
Знать или не забывать когда-то раньше было опасно. Это было слишком тревожно либо влекло за собой наказания. А теперь забытые желания и тревоги действуют как магнит, притягивая к себе то, что хочется сейчас, скрывая эти желания от сознания. Заодно искажая наше отношение к себе. Извращая отношение к своему телу, отношения с другими людьми, с профессией, с деньгами — с тем, на что мы направляем желания.
Так психоанализ выглядит. Клинический психоанализ проводится в отдельном кабинете. В нем только двое – психоаналитик и пациент. Там кушетка, на которой лежит пациент. Психоаналитик сидит в кресле за его спиной. Кабинет освещается источником света, который дает мягкое, рассеянное излучение. Атмосфера расслабляющая. Во время психоаналитического сеанса никто другой не входит в кабинет. Психоаналитик не выходит из кабинета, не перемещается по нему, не читает смски и не отвечает на телефонные звонки. Продолжительность сеанса фиксированная, она составляет 45 или 50 минут. Пациент приходит к началу сеанса и покидает кабинет по его окончании. Размер и порядок оплаты свободно обсуждаются. Расписание, оплата и другие внешние параметры психоаналитического процесса стабилизируются: чтобы изменить параметры, их обсуждают.
Пациент имеет право прервать психоанализ тогда, когда он сочтет нужным это сделать. Однако, практически, в успешном анализе время его завершения обсуждается.
Что происходит: аналитический процесс. Во время сеанса пациент волен говорить, о чем хочет. Это приветствуется. О работе и о семье; о здоровье и о природе; о сексе и о психоаналитике, – какую бы тему пациент не затронул, психоаналитик его выслушает и постарается понять.
Психоаналитик предполагает, что пациент воспользуется методом свободных ассоциаций. Он заключается в том, что пациент свободно говорит все, что ему приходит в голову. Это может казаться пациенту странным, скучным, веселым, неуместным или даже оскорбительным, но пациента никак за это не порицают. Это тот случай, когда каждое лыко в строку. Здесь пациенту отводится ведущая роль. Он солирует, а психоаналитик аккомпанирует ему. Психоаналитик обнаруживает скрытые желания пациента и открыто сообщает ему об этих желаниях.
Психоаналитик рассчитывает на явление переноса. Оно состоит в том, что желания пациента, его тревоги, сомнения, страдания постепенно фокусируются на психоаналитике. Как это происходит в близких отношениях между двумя людьми. Со временем душевное неблагополучие пациента находит достаточно полное выражение в аналитическом кабинете. Если оно «здесь и сейчас», с ним сподручнее работать, чем когда оно проявляет себя «там» и «тогда». Такая ситуация в отношениях между двумя людьми чревата конфликтами. Чтобы пациент и психоаналитик работали с этим взрывоопасным материалом, психоаналитик придерживается принципа благожелательной нейтральности.
Принцип абстиненции или воздержания, заключается в том, что психоаналитик не встает на скользкий путь прямого либо косвенного удовлетворения желаний пациента. Психоаналитик дает пациенту возможность осознать свои желания, рассмотреть, «пощупать», и понять, как их исполнить в жизни. Но не удовлетворить в кабинете.
Постепенно у пациента высвобождаются возбуждающие желания. То, что раньше вызывало «взрывы» в его жизни или «взрывалось» в его теле, превращается в психическую активность. То, что раньше зажимало пациента изнутри, страхуя его от таких «взрывов» и делая жизнь скучной, теперь расслабляется и предоставляет доступ к скрытой в потенциальном «взрыве» энергии. Энергии, которая дает возможность любить и работать в согласии с принципом удовольствия и принципом реальности.
Такой З. Фрейд и видел цель терапевтического применения психоанализа.
Психоаналитики считают, что в успешном случае психоанализа у невротического пациента остается рудиментарный невроз, который не мешает жить. То есть, невроз, находящийся в зачаточном, недоразвитом состоянии.
О психоаналитиках: кто практикует психоанализ. Термины «психоанализ» и «психоаналитик» в России не защищены законом. Это означает, что каждый, назвавший себя психоаналитиком и практикующий то, что он называет психоанализом, безупречен с юридической точки зрения. Такая же ситуация сохраняется в большинстве других стран. Известные мне исключения: Германия, Италия, Финляндия и германоязычные кантоны Швейцарии.
Поэтому мировое психоаналитическое сообщество, преследуя корпоративные интересы и, желая защитить себя от авантюристов и «дикого» психоанализа, выработало ряд критериев подготовки психоаналитиков:
• Личный психоанализ у психоаналитика, ранее закончившего, в свою очередь, личный психоанализ
• Теоретическая подготовка: изучение теории психоанализа на семинарах, изучение чужих клинических психоаналитических случаев в группах, учеба на психоаналитических «школах»
• Ведение собственных клинических случаев под руководством более опытного психоаналитика в виде консультаций (супервизии)
О некоторых особенностях психоанализа:
• Проводится серьезно
• Направляется на поиски психологической правды, без всяких лживых уверток
• Нацеливается на понимание
• Размещается «на стороне» пациента, а не в интересах других лиц
• Ориентирован на работу с бессознательными элементами опыта
• Помогает осознать скрытые мотивы
• Используется для работы с сопротивлениями
• Направляется на разрешение внутренних конфликтов
• Используется для работы с символическими элементами психики
• Предназначен для замены старых психологических защитных механизмов на более адаптивные
• Ориентирован на достижение и закрепление нового способа функционирования
• Не обучает
• Не советует, не рекомендует и не «прописывает»
• Не направляется на отреагирование переживаний в действиях
не направляется на поиск «приятных» смыслов и не ублажает пациентов