Не секрет, что многие отличники ВУЗов потом теряются в карьере и уступают своим менее, казалось бы, одаренным одногруппникам. Почему? Потому, что послевузовские задачи совершенно другие: жизненные, реальные и горячие.
Кто такой психолог? Психолог это специалист по психологии. А что такое психология?
Психология это отрасль знания, в которой изучают психику человека, ее функционирование и развитие. По М.Г. Ярошевскому, психика представляет собой высшую форму взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.
Отсюда следует, что психика это не «нервы» и не «мозг», это вообще не субстрат, не предмет, а иная, не материальная сущность. Отличаясь от мозга, психика признается его свойством.
Психика нужна человеку, чтобы отражать закономерности материального мира, который человека окружает. Без достаточно точного отражения этих закономерностей жить невозможно. Надо есть и надо понимать, как добыть еду. Надо вступать в отношения с другими людьми и понимать, как это лучше делать. Надо развиваться, чтобы удовлетворять новые желания, которые возникают после удовлетворения старых.
Как человек с помощью своей психики решает эти и подобные задачи — вот об этом психология. А психолог — человек, который в этом разбирается.
Психология это обширная дисциплина, разные области которой специализированы по различным областям человеческих связей с миром. Например, связи, возникающие в группах, больших и малых, исследуются в социальной психологии. Связи, которые устанавливаются между человеком и животными в сравнении их психик между собой, изучаются в зоопсихологии. Связи между человеком и машиной, составляют предмет инженерной психологии. Есть также общая, прикладная, возрастная, юридическая и много других отраслей психологии.
Еще одно разделение в психологии это разделение на академическую и не академическую психологию.
Академическая психология зиждется на использовании научного эксперимента: метода, который позволяет в объективизировать исследования. Правда, некоторые области человеческой жизни почти невозможно достаточно полно исследовать с помощью научного эксперимента. Например, психику младенца. Или мечты. Или сексуальность человека.
Вот и получается, что академическая психология решает задачи ограниченного круга, рафинированные и удаленные от реальной жизни.
Здесь подойдет сравнение задач, которые мы все решали в учебных заведениях и задач, которые потом приходится решать на работе. Первые специально предназначены к решению. Почти все из них представляют собой головоломки. То есть, задачи, точное решение которых в принципе существует и оно уже заложено в условиях задачи — нужно только найти алгоритм или точный способ решения. Задачи второго не имеют точного решения вообще, а, следовательно и алгоритма решения. Методы их решения эвристические — основанные на интуиции, находчивости, изобретательности и прочих качествах такого рода. Эти задачи гораздо более жизненные, жизнь вторгается в процесс их решения во всем многообразии. Это делает решение таких задач трудным, но реалистичным.
Не секрет, что многие отличники ВУЗов потом теряются в карьере и уступают своим менее, казалось бы, одаренным одногруппникам. Почему? Потому, что послевузовские задачи совершенно другие: жизненные, реальные и горячие.
Решением задач такого рода и занимаются психологи практические. Практический психолог должен иметь базовое академическое образование.
Практические психологи также бывают разные. Есть психологи, которые занимаются профессиональным консультированием. Они могут потребоваться тогда, когда человек совершает выбор профессии, а его затруднения в этом выборе связаны с недостатком информации о психических аспектах деятельности в той или иной профессии. Психологи-психодиагносты могут потребоваться учреждению, которому нужны сотрудники с теми или иными психическими свойствами, например, решительные. Или бесконфликтные. Или коммуникабельные. Психологи-консультанты нужны там, где необходимо консультирование людей по вопросам профессиональных, семейных или межличностных отношений.
Некоторые практические психологи обучаются той или иной психотерапии для того, чтобы помогать людям, которые с трудом решают жизненные задачи — живут тяжело, получая от своей жизни мало удовольствия. И которые до некоторой степени осознают, что источники их жизненных затруднений находятся, скорее, в них самих, чем в окружающем мире.