LEVIN'S HOUSE. АТЕЛЬЕ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИХ ОТКРОВЕНИЙ
Почему пси-специалисту нельзя брать с клиентов сколько угодно
Сумасшедших денег не бывает, бывают сумасшедшие от денег
Таким образом, то, что будет происходить между нашим пси-специалистом и его клиентом, начнет весьма походить на то, что происходит между коррупционером-взяточником и взяткодавцем.

В рисунке ошибка. В том смысле, что к психотерапии (психологическому консультированию, психоанализу: далее для сокращения места буду писать «психотерапия» и «пси-специалист») он не применим. Точнее, применим не всегда и невозможно сказать заранее, когда. То, что в психотерапии «быстро» и «качественно» будет «дорого» — неправда, соскальзывание в ложь. Как и наоборот — если дорого, то быстро и качественно. Это извращение, перверсия реальности.

Назначать за сеанс любую цену, «сколько захочешь» — это первертная тенденция. В данном эссе я обосную этот тезис.

Соответственно, дело не в том, что «если зарвешься с ценой, то рынок сам отрегулирует». То есть, рынок-то, может, и отрегулирует, рано или поздно, но дело, повторюсь, не в этом. Это я тоже обосную.

Сразу отделим случаи, когда пси-специалист занижает цену работы по личным невротическим причинам. Таких ситуаций хватает, но мы будем рассматривать случаи, когда невротические причины не обнаруживаются при достаточно долгом и глубоком, скажем, психоаналитическом исследовании. Это одновременно означает, что считать психотерапевта, воздерживающегося от повышения цен сверх некоторого уровня, который он для себя считает возможным, как невротически мотивированного — неверно. Стремление считать его невротически мотивированным, опять же, является результатом действия первертной тенденции.

Используя здесь слово «первертный», я не апеллирую к старому, классическому пониманию первертности, относящемуся исключительно к сексуальным девиациям и странным сексуальным практикам. За последние десятилетия понятия первертности и перверсивности утратили такую фокусировку. Сейчас их относят как к таким практикам, так и к широкому кругу своеобразной формы отношений между людьми. Такие отношения характеризуются детально разработанным стилем, редуцирующим «другого» до пешки на шахматной доске перверта, а также «нечестными» отношениями с реальностью. Например, такой «нечестностью», как на рисунке.

Для того, чтобы посмотреть, как первертность проявляет себя в финансовой сфере, рассмотрим понятие коррупции. Что такое коррупция? Это использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с его статусом авторитета возможностей и связей для личной выгоды. Слово «коррупция» происходит от латинского "corrumpere" (растлевать) и "corruptio" (подкуп, продажность; порча, разложение; растление). В этимологии слова есть явный сексуальный привкус. Это намекает на то, что в случае сексуального использования другого, обычно малолетнего лица и в случае коррупционного взаимодействия мы рискуем получить похожие результаты.

Кстати, отчетливый сексуальный коннотат слово «растление» приобрело относительно недавно. Словарь Даля дает для «растлить» — превратить в тлю, в тление, в прах или сгубить, уничтожить. Это позволяет представить себе результат растления и результат коррупции. Он заключается в унижении, а затем и в уничтожении человеческого достоинства, человеческой личности, человеческой психики.

Именно этим плох, например, инцест — он угрожает психике тяжелыми разрушениями. В безудержном стремлении к наслаждению инцест стирает, разрушает различие между полами и поколениями, превращая в обломки отношения между людьми. Разрушая структуры человеческой психики, которые на этих различиях строятся, превращая психику в недифференцированную кашу с утратой значимого и ценного.

Можно сравнить такой результат с героиновой наркоманией. Основная проблема героиновой наркомании заключается в том, что героин доставляет крайнее, невиданное наслаждение, сравниться с которым в этом мире ничто не может. Человек, очень уязвимый для идеализации, для фетишизации такого наслаждения, не может ему ничего противопоставить. Все остальное теряет для него ценность, другие люди становятся для него пешками, которых он рассматривает с точки зрения возможности удовлетворения своей аддикции. А сам он деградирует, его психика разрушается. Он превращается в тлю. Но когда он под воздействием героина, он кажется самому себе великолепным. Название героина происходит от "hero" (герой).

Еще один неприятный для психики результат как сексуального растления, так и коррупции, заключается в слишком быстром повышении порога потребного возбуждения. Коррупционеры хотят все больше денег. Отчасти это объясняется необходимостью вложения в личные финансовые проекты, разрастание которых следует по мере интенсификации потребностей. Отчасти — сравнением себя с другими людьми с желанием их превзойти. Но более глубокая причина коренится в том, что прежние количества денег перестают возбуждать.

Кстати, типичная психологическая проблема финансовых олигархов — ангедония. Все можно, но ничего не радует. Деньги обесцениваются, и в это обесценивание, как в воронку, затягивает остальные аспекты жизни, появляется цинизм. «Циник это человек, знающий всему цену, но не знающий ценности». В поисках возбуждения затронутые психическим растлением люди начинают вести себя все более рискованно и все более вызывающе. В сексуальных практиках подобный процесс приводит ко все более тонким и повреждающим, садо-мазохистическим ухищрениям.

Здесь уместно упомянуть алчность. Алчность это деятельное стремление и неуемное желание, склонность к получению материальных благ, выгоды. Алчность отличается от жадности. Жадность это стремление потребить больше, чем можешь. Это когда есть двадцать шуб, но нужна двадцать первая. Когда уже не можешь есть, но не можешь и остановиться. Жадность всегда алчная, но алчность не обязательно жадная. Алчность это качество, которое способствует появлению первертного отношения в финансовой сфере подобно тому, как на похотливости расцветают классические сексуальные перверсии.

Сексуальный привкус слова «коррупция» также намекает на первертную, извращенную основу коррупционных взаимодействий. Такое извращение реальности мы легко обнаруживаем, когда коррупционеры, оправдывая свои коррупционные действия, заявляют что-то вроде: «Да все так делают! А если не все, так это только потому, что у тех, кто так не делает, нет соответствующих возможностей!». Это ложь. Это одно из проявлений первертного, «нечестного» отношения к реальности.

Кстати, какая-то ложь есть у всех, кто нарушает закон. И нуждается поэтому в оправдании перед собой своих действий. Например, у воров есть хорошо известная ложь о том, что «Весь мир делится на людей и лохов. Лохи предназначены к обману, поэтому «обуть» лоха — не грех». Это тоже результат действия первертного отношения к некоторым другим людям, которые низводятся до положения пешек. Своя ложь есть у насильников, у серийных убийц и так далее. У каждого человека, который «косячит», есть своя оправдательная ложь.

В коррупционном взаимодействии мы также видим перверсию, извращение понятия человеческого достоинства. За финансовым и моральным триумфом коррупционеров над теми, кто вне коррупции, всегда стоит унижение. Да, коррупционер, получая взятку, видится тем, кто контролирует процесс и повелевает судьбами страждущих. Здесь он «герой», который выше «тлей», его окружающих. Но, с другой стороны, это его подкупают и его «покупают». Примерно как проститутку, которую клиенты низводят до функции и которую в ее занятии удерживает первертная иллюзия, «нечестное» отношение к реальности: ей кажется, что это она «управляет процессом», что это она заставляет страждущих идти к ней на поклон и платить ей деньги за то, что вообще-то можно получить даром. Ей кажется, что это ее триумф, ей это даже не кажется — она его действительно переживает!

Это так называемый фаллический триумф, когда человек представляется себе лицом крайне могущественным и превосходящим лиц, его окружающих. В любой сексуальной перверсии переживание такого триумфа идет рука об руку с чисто сексуальной целью перверсии – обеспечить такой уровень сексуального возбуждения, который позволит совершить успешный половой акт. Перверсия это извилистая тропа между различными психическими и реальными рисками, это фантазия, которая позволяет совершить такой акт. Эта тропа образовалась в попытках найти выход из унизительного, травматичного прошлого, лишающего возможностей и достоинства. И перверсия это всегда отмщение тем лицам, которых перверт считает в этом виновными, осознанно или подспудно. Триумф, на самом деле, относится к ним, этим лицам из прошлого, но смещается на людей из настоящего. И это еще один из аспектов «нечестного» отношения к реальности.

Перверсия это результат эротизации враждебности, это эротическая форма ненависти. А первертное отношение — иногда окровенно дегуманизирующее, а иногда скрытно, иногда откровенно эротическое, а иногда скрытно эротическое — ее менее сексуализированная переработка.

Элементы первертного отношения неизбежны, они пронизывают жизнь любого человека. И если они не чрезмерны, они позволяют «приправить» жизнь, сделать ее вкуснее. Без таких элементов жизнь была бы невыносимо пресна. Пример отношения, насыщенного легкими первертными элементами — флирт.

Но какое отношение все это имеет к заявленной теме?

Предположим, вы квалифицированный психотерапевт. И вы ставите цену за сеанс 50 000 рублей. Чтобы к вам пошли за такие деньги, у вас должен быть серьезный статус. Его возможно «накачать» маркетинговыми средствами. Должен быть классный кабинет в престижном районе. Это тоже достижимо. Вы должны хорошо выглядеть, дорого одеваться, умело общаться и толково, энергетически говорить. И это возможно. Предположим, это все у вас есть. И спрос есть, в Москве. Казалось бы, какие проблемы? Гребите деньги лопатой, кому какое дело? Нет, не так. Вы включитесь в первертные отношения. Как это произойдет?
Сразу отметим алчность такого пси-специалиста. Как мы уже знаем, алчность создает питательную среду для первертных проявлений.

Далее. Что представляет себе клиент, пришедший на прием к нашему пси-специалисту, о нем самом и о совместной с ним работе? Конечно, клиент отдает себе отчет в том, что цена за прием высочайшая. Исключительная. Это нуждается в объяснении. И оно есть. Объяснение заключается в том, что пси-специалист исключительно хорош, и его работа тоже. Пси-специалист, который берет по 50 000 рублей за сеанс, получается, якобы в разы превосходит тех, кто берет в 10-20 раз меньше (надбавка «за бренд» не может быть космической — это тоже все понимают).

Такое представление превращает пси-специалиста в крайне могущественного человека. Разумеется, это результат проекции собственной идеальной всемогущей части клиента на внешнюю для него фигуру.Такая грубая идеализация на грани поклонения — это дегуманизация. За грубой идеализацией, как всегда, скрывается обесценивающее, презрительное отношение, которое до поры до времени пребывает в «отщепленном» положении.

Со стороны пси-специалиста происходит нечто подобное. Он тоже вынужден оправдывать для себя свои цены. И у него нет иного выхода, кроме как начать грубо идеализировать себя, «накачивая» свое всемогущество, стараясь соответствовать ожиданиям клиентов. Мы видим, как пси-специалист, который поначалу выглядел тем, кто рулит ситуацией и контролирует процесс, становится подчиненной клиенту фигурой. Ситуация как бы выворачивается наизнанку, извращается. Это первертный переворот, когда каждый переживает триумф над каждым и одновременно является объектом, над которым переживают триумф. Обесценивающее, презрительное отношение не замедлит появиться в явной форме в качестве компенсации, если клиент более или менее здоров.

Механизм его появления может быть следующим. В условиях сверхвысокой оплаты клиент, вероятнее всего, будет заряжен на сверх быстрый и сверх качественный результат. Когда его не последует, перед клиентом откроется две разных возможности. Первая: разочароваться в пси-специалисте. Вторая: продолжать верить в свои иллюзии, в частности — что результат достигнут. Если клиент более или менее здоров, скорее всего, реализуется первый вариант. Если клиент функционирует в психотическом или препсихотическом регистре, ситуация может стабилизироваться надолго. Таких сумасшедших или полусумасшедших людей мы в изобилии наблюдали на сеансах массового «исцеления», популярных 25-30 лет назад.

Таким образом, то, что будет происходить между нашим пси-специалистом и его клиентом, начнет весьма походить на то, что происходит между коррупционером-взяточником и взяткодавцем. С обеих сторон будет наблюдаться обесценивающее, дегуманизирующее отношение. Также, налицо будет «нечестное» отношение к реальности, прежде всего — к внутренней реальности друг друга. Но и к внешней тоже — об этом я упоминал, когда критиковал рисунок. Психика в таких условиях подвергается растлению и начинает разрушаться: от ненависти в первертных отношениях защититься очень сложно. Как будто ядовитые стрелы попадают в душу, и даже если удается обломить стрелу и вытащить ее из раны, смазанное ядом острие остается внутри и продолжает отравлять организм. Причем, это относится к обоим: и к пси-специалисту и к клиенту.

Кстати, элементы первертности обнаруживаются и в чрезмерной демонстрации личной жизни потенциальным клиентам с целью их привлечь. Здесь клиенты соблазняются собственным телом, например, в виде фотографий в социальных сетях. Это эксгибиционистский тренд. Со стороны клиентов, наоборот, имеет место дополняющая этот тренд вуайеристская тенденция — подглядывание за частной жизнью потенциального или актуального пси-специалиста. Оба этих тренда запросто могут стать очень алчными. До чувства отвращения у зрителей.

Так что хочется успокоить тех пси-специалистов, которые не рвутся вздувать цены за прием и выставлять свое тело и свою частную жизнь на всеобщее обозрение. Многие, кто скромничает все это делать, не хотят ввязываться в первертные отношения. Может быть, не отдавая себе в этом полного сознательного отчета, они чуют неладное, чуют угрозу. Они чуют возможное психическое растление, разрушение. И это не вопрос морали и нравственности. Мораль и нравственность в этом вопросе, как и в любом другом, просто указывают нам на то, как нужно поступать и как не нужно потому, что все равно ничего не выйдет. Этические императивы — это краткий мануал, которым мы пользуемся, когда не умеем понять сути дела.
Для того, чтобы узнать, как проводится первичная консультация и что бывает потом,
обратитесь к разделу

УСЛУГИ
Другие эссе
сходной тематики
Made on
Tilda