Чтобы оказать пациенту помощь, пси-профессионал должен получить запрос в особом виде. Который позволит работать с психикой пациента, а не с его поведением. Который отразит реалистичные ожидания от работы. Который включит в себя активность пациента. Таких требований к запросу по его приведению в годную для работы форму много. Поэтому психолог, психотерапевт, психоаналитик проясняет, уточняет и развивает первоначальный запрос.
Как грамотно сформулировать, что вы хотите от пси-специалиста?
В эссе
«Проблема проблем: как прожить без проблем» я перечислил типичные проблемы, с которыми ко мне обращаются за помощью, и немного раскрыл некоторые из них. Теперь я предлагаю тем, кому это интересно, углубиться в вопрос.
Определим здесь проблему как указание на то, что пациент хотел бы изменить, но не знает как.
Проблема содержит в себе жалобу — выражения неудовольствия по поводу чего-то неприятного, страдания, боли. Жалоб обычно несколько, одна из них представляется главной. Проблема предъявляется пси-профессионалу. В этом предъявлении в явной или в скрытой форме содержится просьба о помощи.
Иногда скрытая просьба имеет характер пассивного ожидания: «Вот я рассказал, что меня беспокоит, а теперь вы мне скажите, как вы можете мне помочь». Иногда скрытая просьба приобретает характер активного требования: «Сделайте так, чтобы моя проблема решилась!»
В таких случаях психологи, психоаналитики и психотерапевты говорят, что запрос клиента не конструктивен.
Все же чаще у клиента или пациента есть представления о способах разрешения своей проблемы и ожидания о более конкретных формах помощи со стороны специалиста. И обычно пациенты более склонны к кооперации. В этом случае предъявление своей проблемы вместе с этими представлениями и ожиданиями называют конструктивным запросом.
Запрос пациента на оказание помощи в его первичной формулировке не часто принимается специалистом в качестве основания для работы.
Чтобы оказать пациенту помощь, пси-профессионал должен получить запрос в особом виде. Который позволит работать с психикой пациента, а не с его поведением. Который отразит реалистичные ожидания от работы. Который включит в себя активность пациента. Таких требований к запросу по его приведению в годную для работы форму много. Поэтому психолог, психотерапевт, психоаналитик проясняет, уточняет и развивает первоначальный запрос.
Вместе с тем пациент сам почти сразу же начинает видоизменять свой первоначальный запрос естественным образом. Приведу здесь самую очевидную причину этого: даже простое проговаривание вслух своих мыслей в присутствии другого человека обычно запускает этот процесс. Таким образом, запрос пациента эволюционирует, и случается, что от первичной формулировки вскоре остаются «рожки да ножки».
По моему опыту, чаще всего встречаются следующие типы запросов:
1. Просьба о содействии в анализе жизненной ситуации, выработке позиции и/или принятии решения
2. Просьба дать совет или предложить алгоритм решения проблемы
3. Просьба об облегчении или избавлении от симптомов
4. Просьба об изменении неадаптивных паттернов в мышлении и/или поведении
5. Просьба о содействии в обретении уверенности, укреплении самооценки и/или самопринятии
6. Просьба о содействии в самопознании и/или самореализации
7. Просьба о содействии в понимании и преодолении трудностей с установлением или сохранением близких отношений
Написанное выше не означает, что на приеме у пси-специалиста вы должны говорить каким-то определенным образом. Нет.
Вы можете говорить, что считаете нужным и как хотите, не ограничивая себя ни в чем.
Жалуйтесь, негодуйте, плачьте, взывайте, злитесь и так далее — перечень бесконечен. Но если вы попробуете сформулировать рабочий запрос, хотя бы для себя, то это будет отличная подготовка к первичной консультации.